Художественный паркет: российская особенность
Консервативные бояре сначала приняли новинку в штыки. Они сразу поняли, как непросто работать с этими плашками. Их укладка требует времени и сноровки. Но победила красота пола из паркета. Если рисунок каждой отдельной розетки вырисовывался в один общий, картина действительно была впечатляющей. К тому же, проблем с лесом тогда на Руси не было. А научившись обрабатывать дуб, клен и ясень, русские мастера уже скоро могли дать фору своим заграничным коллегам. Мастера обрастали подмастерьями, и вскоре появились целые артели, специализирующиеся на паркете. До этого в теремах и только-только появляющихся подобиях дворцов бояр и дворян уже использовался аналог паркета.
Настилаемые полы были из «дубовых кирпичей» — так назвали прочные доски, напоминающие кирпичи. Для их изготовления использовали дуб, уже зная, что это дерево отличается прочностью и не боится сырости. Это был художественный паркет, точнее – его прообраз. Позже такой половой настил получил свое название, причем, оно было в истинно русском стиле: косящатый пол. Это потому, что на смену скучному размещению «дубовых кирпичей» пришел рисунок «елочкой». «Елочка» выкладывалась не просто на землю: уже появилась основа, чаще всего из сосны как самой мягкой породы дерева.
Медальоны с российскими узорами
Нашим мастерам вскоре стало скучно только вытесывать ровные плашки. К тому времени уже были сотни народных умельцев, преуспевших в резьбе по дереву. С их помощью художественный паркет не только прижился на российской земле, но и обрел свои особые очертания. Сначала такой пол представлял собой паркетные щиты. А самый популярный их размер был два на два аршина (1.42 на 1,42 м). Выработался и метод изготовления. Даже не один, а два: интарсия, которая включала в себя инкрустацию, и маркетри – наборная работа. Нашли и свое решение замазывания щелей. Чаще всего паркет укладывали на основании из известки, а образовавшиеся просветы и щели тщательно замазывали смесью из извести и смолы. Тогда же появились и бордюры. Их крепили вдоль стен. До сих пор такие полы можно увидеть в храме Василия Блаженного, в Донском монастыре и в Дмитровском соборе во Владимире. Так что долговечность паркета давно подтверждена. С каждым новым паркетным настилом расширялся диапазон древесины, используемой в работе. Теперь уже не только дуб, но и ясень, бук, груша шли в ход. А совсем скоро к ним присоединились заморские деревья, такие как мербау. Всего можно насчитать более пятидесяти пород, идущих на изготовление паркетной доски.
Сработано на века
Нельзя без уважения говорить о русских мастеровых, которые, не имея под рукой ни современного оборудования, ни точных мерительных инструментов, не зная такую науку, как технология, прикладным способом создавали шедевры из дерева. И не только Кижи. Художественный паркет русских ремесленников по праву считается уникальным. Их приемы обработки и непосредственно укладки изучают сегодняшние специалисты. Они же знают уникальный половой настил Муранова, Архангельского, Останкина. Знают, какие великолепные полы в Кускове, в музее-усадьбе, в дворце-музее Останкино. Наследие российские паркетчики оставили достойное. Если собрать все вместе, и французское, и британское, итальянское и португальское, получится целая наука изготовления и укладки полов из особо обработанных, точно подогнанных по размеру и цвету дощечек, которые все вместе делают не просто пол. Они становятся произведением искусства. Современные технологии и дизайнерские разработки имеют под собой прочное и проверенное веками основание, которое создали мастера-паркетчики много веков назад.